ГЛАВНАЯ 

ПЕРСОНАЖИ

ГЕОГРАФИЯ 

ПАМЯТНИКИ

ТОПОНИМИКА

НАЗВАНИЯ

ГОСТЕВАЯ

 

                                                                                          

Александр (Егошуа) Олшанецки

Alexander (born Yegoshua) Olshanetsky

Композитор, дирижёр

Родился 23.10.1892

в Одессе, Российская империя (ныне Украина) 

в еврейской семье, отец – торговец

Умер 3.06.1946

 

   Александр Ольшанецкий учился в хедере, еврейской школе и гимназии. Играть на скрипке начал в 6 лет. В течение 9 лет учился в одесской государственной музыкальной школе. В 1917г. был принят скрипачом в оркестр Одесского оперного театра, вместе с которым в годы Гражданской войны оказался в Сибири. Работал хормейстером в театре русской оперетты. Был мобилизован и служил капельмейстером полка, вместе с которым по окончании войны оказался в Харбине (Китай).
    В Харбине Ольшанецкий заменил уехавшего в США Переца Сэндлера на посту дирижёра еврейского театра Аврама-Алтера Фишзона. Его первой работой стала оперетта "Назад домой в Сион" на либретто Ицхака Каплана. За ней последовала музыка к спектаклю "Арончик и Соломончик" Сэма Фогельнеста. Позже в составе труппы русской оперетты он уехал на годичные гастроли в Японию, Китай и Индию. В 1921г. вернулся в Харбин, а затем решил отправиться в Америку к своему дяде, актёру еврейского театра Хайману Майселу.
    В 1922г. Александр Олшанецки приехал в США. В 1923г. он написал музыку к трём спектаклям Еврейского Художественного театра Мориса Шворца: "Анафема" Леонида Андреева, "Изкор" Гарри Секлера и "Шабтай Цви" Ежи Жулавского. Позже он был приглашён на должность дирижёра оркестра и композитора театра Леннокс, для которого написал музыку к шести опереттам разных авторов.
 


В сезоне 1925-1926 работал с труппой Михла Михалеско в театре Либерти (Liberty Theater) для которого написал музыку к опереттам «Зисе либе / Сладкая любовь» (1924), «Дер голденер солдат / Золотой солдат» (1926) и совместно Йосефом Бройди «Студентн либе / Студенческая любовь» (1925). Все – на либретто Луи Фраймана.

В сезоне 1926-1930 работал в Национальном театре (National Theater) сначала с труппой Сэма Гольденберга, а затем Михла Михалеско для которых написал музыку к ряду оперетт и драматических спектаклей: «А штиф маме / Мачеха» (1926) Гарри Калмановича; «Ин гортн фун либе / В саду любви» (1926 ) Гарри Калмановича и Вильяма Зигеля; «А нахт ин Калифорние / Ночь в Калифорнии» (1927), «Голдене тэг / Золотой денек» (1928) и «А ган эйден фар цвей / Рай для двоих» (1927) Вильяма Зигеля; «Ицикл Шолтик» и «Дер литвишер янки» Ицхака Леша; «Ди айнцике нахт / Только одна ночь» (1929) Аврума Блюма; «Мазл ин либе / Удача в любви» Меира Шварца (1929); «Ин а клейн штетл» Исраэля Розенберга; «Дос голдене рингеле / Золотое колечко» (1930) Хаима Таубера.

В 1927-1929 возглавлял студийный оркестр фирмы звукозаписи «Брунсвик». Собственный оркестр Александра Ольшанецкого впервые выступил в эфире нью-йоркского еврейского радио 24 февраля 1929: в его исполнении прозвучала оперетта Аврума Гольдфадена «Бар-Кохба».

В сезоне 1930-1931 для театра Проспект написал музыку к спектаклям и опереттам «Их вил а кинд / Я хочу ребенка» (1930), «Зайн лецтер танц» (1930), «Дер ман из кронк / Больной муж» (1931) и «Дер эрштер куш / Первый поцелуй» (1931) Исраэля Розенберга. В 1932 для Национального театра (труппа Натана Гольдберга) написал музыку к оперетте «Дос лид фын гето / Песня гетто» Вильяма Зигеля. В 1934 для театра на 2ой Авеню (труппа Дувида Кесслера) написал музыку к оперетте «Дер катеринщик / Шарманщик» Луи Фраймана, в 1935 – «Вос мейдлех тон / Что девушки делают» Вильяма Зигеля, а 1938 уже для труппы Абе Гросса - музыку к оперетте «Лебн зол Америка / Да здравствует Америка» Аврума Блюма.

В 1939 написал музыку для радиоспектакля «Дер найер менч / Новый человек» по пьесе Сэмюела Кона и Ицхока Фридмана.

Его последние оперетты были написаны для Общедоступного театра (Public theatre) на либретто работавшей на еврейском радио Джулии Бернс (Бернштейн): «Ди голдене лэнд / Золотая страна» (1943) и «Але вилн хасене хобн / Всем хочется жениться» (1944).

Написал музыку к двум кинофильмам: «Дем хазанс зиндл / Сын кантора» (1937) режиссера Ильи Мотылева и «Дер Вильнер штот хазан» (1940) режиссера Макса Носика.

Был женат на актрисе еврейского театра Белле Мейзел.

Александр Ольшанецкий скончался 3 июня 1946 в Нью-Йорке и

Похоронен в театральной секции нью-йоркского кладбища Маунт-Хеброн. 

 

He was a major figure within the Yiddish theatre scene in New York City from the mid 1920s until his death in 1946.

Alexander Olshanetsky (1892–1946) was also among the most prominent and prolific Second Avenue composers
 and conductors, and one of the musically most sophisticated exemplars of the Yiddish theater. He was 
born in Odessa, the Ukraine, where he had both a traditional Jewish and a modern Western-oriented 
gymnasium education. As a boy, he sang in synagogue choirs and began violin studies at the age of six 
-- learning several other instruments as well. He then played in the Odessa Opera orchestra and toured 
with them throughout Russia and Siberia, after which he became the choral director for a Russian 
operetta company. While in the Russian army as a regimental bandmaster, he traveled to Kharbin, 
Manchuria, in northeast China, where he encountered a Yiddish theater group whose conductor was 
Peretz Sandler—later the composer of the famous song <I>Eli, eli</I>. When Sandler emigrated to America,
 Olshanetsky replaced him in Kharbin and also began writing Yiddish songs and music for Yitzhak Kaplan's
 play <I>Tsurik aheym kayn tsien</I> (Going Back Home to Zion). After touring Siberia, Japan, China, and
 India with another Russian operetta company, he returned to Kharbin in 1921 to find all Yiddish theater
 gone. In 1922 Olshanetsky emigrated to the United States, where his uncle Hyman Meisel (eventually his
 fatherin- law too, when he married his Yiddish actress-singer cousin, Bella Meisel [Mysell]) already 
lived. Olshanetsky had some initial involvement with the Yiddish Art Theater and then traveled to Cuba
 to direct a theater company there. When he returned to New York, he served successively in two Yiddish
 theaters (the Lenox, in Harlem, and the Liberty, in Brooklyn), before "graduating" to the more 
prestigious downtown National Theater. And in 1929, after many successful operettas of his own, he 
rewrote some of the music for Goldfaden's classic <I>Bar khokhba</I> for its radio debut. From 1925 on,
 throughout the 1930s and until his death, Olshanetsky's name was ubiquitous throughout the Second 
Avenue world, and his operettas played in nearly all its major theaters. He also became the first 
musical director of the Concord Hotel. Some of the most sophisticated cantors of the time considered 
him among the very best choirmasters in terms of understanding the special sensitivities of cantorial 
idioms and rhythmic freedom. He wrote a small amount of liturgical music as well -- unabashedly 
theatrical in character and style -- which remains mostly unpublished. Olshanetsky had a particular 
gift for elegant melodic lines and a well-developed dramatic sense. He was able to fashion these 
elements into vehicles that spoke to popular taste. Joseph Rumshinsky, his senior colleague but also a 
commercial rival, wrote in his memoirs that Olshanetsky understood innately the musical yearnings of 
the immigrant Jewish masses and introduced both "dreamy romances" and a perceived Russian Gypsy idiom 
to the American Yiddish theater. His last operetta was <I>Ale viln khasene hobn</I> (Everyone Wants to 
Get Married).
линк фром JACOB JACOBs

 

Манхэттен

Аллея Звёзд Еврейского Театра

The Yiddish Theater Walk of Fame

Звездa "Александр Олшанецки - Эйб Эллстaйн"

Ист-Виллидж

Second Avenue
@ Tenth Street

Аллея Звёзд Еврейского Театра была создана в 1984г. по инициативе Эйбa Либиволa. Она состоит из 28 квадратных гранитных плит со звёздами, в каждую из которых вписано одно или два имени.